ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ: «Корсет Мэйнбохер» Хорста П. Хорста
Хорсту был очень дорог этот снимок. «Когда я делал эту фотографию, я думал обо всем том, что оставляю позади…» - писал он впоследствии. На следующий день он уехал из Парижа, покинув любимый дом, студию и пост главного фотографа французского Vogue. Шел 1939 год, и Хорсту казалось, что он навсегда попрощался с Европой.
После публикации этого снимка Хорст назовут «чародеем света», он войдет в число культовых фотографов XX столетия, а натурщица станет первой супермоделью в мире.
Сегодня трудно представить, что Хорст пытался сделать обыкновенную рекламную фотографию. В наши дни эта работа считается шедевром эротического фотоискусства. Но современники фотографа воспринимали ее еще как символ утраченных европейских ценностей. Фотография сделана всего за три недели до начала Второй мировой войны.
Останься Хорст в Европе, вряд ли снимок появился в печати. Его планировали опубликовать в октябрьском номере французского Vogue, но из-за разразившейся войны журнал перестал выходить. «Корсет Мэйнобохер» появился в американском Vogue. Хорста приняли в штат журнала, но вскоре он получил американское гражданство и его призвали в армию. В США фотограф получил имя, с которым он войдет в историю фотографии – Хорст П. Хорст. После войны ему пришлось изменить стиль, так как по мнению руководства Vogue, он не отвечал реалиям времени.
Фотограф всю жизнь откровенно ностальгировал по довоенному Парижу. Впоследствии он даже выпустил книгу «Привет тридцатым». По воспоминаниям Хорста, Париж был идеальной средой обитания для фотографа: своей единственной проблемой он называл скованность и зажатость моделей.
Своих натурщиц Хорст заставлял ходить в Лувр, чтобы они умели копировать позы античных статуй. Сам он долгое время изучал европейскую классическую живопись и воплощал в фотографии традиции античного искусства. Архитектор по образованию, ученик Ле Корбюзье, он был неравнодушен к греческой скульптуре, что нашло яркое отражение в «Корсете»: достаточно обратить внимание на расположение рук и склоненную голову натурщицы. Его модель – Лиза Фонссагривс – занималась классическими танцами, что помогло ей принять нужную позу, которую так долго добивался Хорст.
«Корсет Мэйнбохер» создает иллюзию, что в студии единственный источник света, хотя фотограф всегда пользовался несколькими приспособлениями. Хорст располагал лампы и рефлекторы сверху вниз по диагонали, чтобы добиться особого расположения теней и объемности. Теплый свет мягко окутывает девушку, создавая таинственную ауру. Цензоры сочли, что снимок получился чересчур откровенным и часть спины заретушировали. Ретушер позаботился, чтобы талия выглядела в форме песочных часов и откорректировал левую сторону талии девушки.
По иронии судьбы снимок получил ошибочное название «Корсет Мэйнбохер», хотя этот туалет создал вовсе не торговый дом Main Rousseau Bocher, а фирма поскромнее. Но истории было угодно, чтобы эта фотография навсегда была связан с именем Vogue. Директор Main Rousseau Bocher - Мэн Роше в свое время был главным редактором французского журнала.
Критики считают «Корсет Мэйнбохер» не особо оригинальным и не раз указывали, что фотограф был вдохновлен работой Ман Рэя «Скрипка Энгра». Но несмотря на то что эти работы отдаленно перекликаются, образ Хорста по-своему уникален и неповторим.
Классические женские изгибы, спрятанные под строгие формы корсета – этот сюжет вызвал множество попыток имитации. Стоит лишь вспомнить знаменитый клип Vogue Мадонны (1990 год), созданный по мотивам знаковой фотографии. Хорст, ушедший из жизни в 1999-м, мог видеть клип или слышать о нем (что вероятнее: в конце жизни Хорст П. Хорст испытывал серьезные проблемы со зрением). Но ему наверняка нравились аналогичные работы- цитаты Ирвина Пенна и Эллен фон Унверт.
Серебряно-желатиновых отпечатков «Корсета Мэйнбохера» Хорст П. Хорст сделал во множестве. Но все равно в наше время стоимость отдельных снимков исчисляется в сотнях тысяч долларов.
Источник: http://buy-books.ru/blog/korset-mehjjnbokher-khorsta.html